В каких сферах GenAI внедряют активнее всего: примеры российских компаний

Генеративный AI уже давно драйвит изменения во многих отраслях экономики — как в России, так и в мире в целом. Мы уже видим первый успешный опыт внедрения генеративок в финтехе, ритейле и телекоме. А что насчет других сфер? В каких отраслях создают лаборатории для проверки гипотез и внедрения GenAI? И какому бизнесу уже сейчас стоит задуматься о собственных наработках?

В статье директор по развитию бизнеса Just AI Светлана Захарова делится инсайтами, которые помогут бизнесу быстрее адаптироваться и занять лидирующие позиции на рынке с помощью GenAI.
Финтех, ритейл и телеком — по-прежнему лидеры рынка
Первыми внедрять генеративный AI начали именно эти отрасли. Тренд сохраняется: крупные компании и сейчас продолжают первыми подхватывать и усиливать внедрение инноваций. Увеличить скорость внедрения GenAI помогают огромные объемы клиентских данных и внутренними процессы, над которыми компании работали годами. Все это приводит к тому, что у крупных игроков появлятся база для тестирования гипотез, анализа кейсов и запуска MVP с плавным масштабирование в продакшен.

Поддерживать скорость внедрения AI помогают и наличие бюджетов, которые компании выделяют на цифровизацию бизнеса. Это позволяет им использовать передовые технологий, а еще привлекать и нанимать с рынка сотрудников с наибольшей экспертизой.
Компании из финтеха, ритейла и телекома продолжают разработки и эксперименты с GenAI. Для этого компании используют все доступные инструменты: создание собственных лабораторий, привлечение экспертов рынка, обучение сотрудников, использование готовых продуктов и решений с рынка.

Процесс поиска кейсов, который начался еще в 2023 году, продолжает набирать обороты и компании вкладывают в это все больше ресурсов. Задача многих компаний сейчас — за короткий срок увеличить воронку с кейсами, которые лягут в основу стратегии развития компании. Предпочтение отдается тем кейсам, где быстрее всего можно увидеть эффект от внедрения.
Светлана Захарова
директор по развитию бизнеса в Just AI
Пример

В Авито представили семейство генеративных моделей — текстовую A-Vibe и мультимодальную А-Vision. В будущем на основе этой модели в Авито появятся новые функции: генерация описания товаров и ответов в переписке, AI-помощник в мессенджере, пересказ отзывов, создание объявлений.
Новые драйверы: промышленность и агропромышленность
Сегодня эти отрасли становятся новыми центрами притяжения для GenAI-технологий. Причины — необходимость адаптироваться к новым экономическим условиям и решать проблему с нехваткой кадров.
Промышленность
В российской промышленности острый дефицит кадров — сотрудников не хватает для покрытия задач, которые есть у компании. Поэтому для этих отраслей особенно важно и нужно развивать и вкладываться в AI. Компании активно смотрят, что может дать новая генеративная технология, куда ее можно применить и какие кейсы в первую очередь стоит реализовать.
Пример

Росатом заключил стратегическое партнерство по разработке генеративных AI-моделей для атомной отрасли. В планах — обучение GPT-агентов и создание GenAI-решений для 3D-моделирования и инженерных чертежей.
Агропромышленный комплекс
Российская агропромышленность получает хорошую государственную поддержку. Это делает сектор привлекательным для масштабного внедрения инноваций на базе AI. Компании планируют с помощью технологий прогнозировать урожайность, эффективно управлять ресурсами и своевременно принимать важные управленческие решения.
Пример

Публичных кейсов в российском агропромышленном комплексе пока мало, но в зарубежной практике уже есть удачные решения. Например, в платформу для аграриев Cropwise внедрили GenAI. Решение Cropwise AI сочетает 20-летние агрономические данные Syngenta с мультиязычной LLM. В ней фермеры могут получить персонализированные рекомендации (например, по внесению удобрений, защите от вредителей) в разговорной форме​. Компании ожидают рост урожая до +5% благодаря более точным рекомендациям по выбору семян и агроприемам​.
Промышленные и агропромышленные компании уже активно инвестируют в собственные исследовательские лаборатории. Важность таких инвестиций понятна: кадров становится все меньше, а увеличивать обороты производства по-прежнему нужно. Поэтому компании идут путем внедрения инноваций с помощью AI и стараются привлечь лучших экспертов в GenAI-сфере, чтобы оптимизировать сроки time-to-market.
Светлана Захарова
директор по развитию бизнеса в Just AI
Перспективное направление: медицина
В российской медицине давно есть нехватка персонала. Это приводит не только к выгоранию врачей, но и к снижению качества медицинской помощи. С помощью GenAI хотят помочь врачам автоматизировать рутинные задачи — от анализа медицинских изображений до систематизации и быстрого поиска данных в истории болезни пациентов.
Пример

В России создали AI-помощника для врачей от Medpoint. Он объединяет AI с обширной базой клинических рекомендаций и дает врачам мгновенный доступ к актуальной медицинской информации.
Выводы
В лидирующих отраслях вроде финтеха, ритейла и телекома уже видят экономическую ценность внедрения GenAI. Многие компании продолжают эксперименты, о которых мы узнаем только после введения в коммерческую эксплуатацию. Выиграют те компании, которые уже сейчас осваивают генеративки, внедряют в процессы и учат сотрудников ими пользоваться.

Другие материалы